Психологическая служба
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики.
Основной целью работы школьной психологической службы является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся. (Также на обеспечение психолого-педагогическую поддержки учащихся, родителей, педагогов.)
Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.
Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:
- изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
- оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
- оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
- осуществление работы по профессиональной ориентации;
- организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения; диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
Психологическая служба выполняет в школе три основные функции:
психодиагностика(получение психологической информации),
психокоррекция (внедрение психологической информации) психологическое просвещение.
1. Психологическое просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
2. Психопрофилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
3. Психоконсультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
Задачами психологической службы являются:
1. организация методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ;
2. психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса (определение уровня школьной готовности, выявление особенностей индивидуального развития учащихся, коррекция и развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер);
3. формирование психологической культуры участников образовательного процесса.
Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:
1. работа с педагогическим коллективом и руководством школы;
2. работа с учащимися;
3. работа с родителями.
Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития. Главный принцип организации психологической службы – системность.
Задачами психологической службы являются:
1. организация методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ;
2. психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (определение уровня школьной готовности, выявление особенностей индивидуального развития учащихся, коррекция и развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер);
3. формирование психологической культуры участников образовательного процесса.
Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:
1. работа с педагогическим коллективом и руководством школы;
2. работа с учащимися;
3. работа с родителями.
Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.
Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей.